Антикоррупционный ликбез

Почему сегодня все депутаты должны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Лица, замещающие муниципальные должности, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, в том числе обязанность по представлению сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено понятие лиц, замещающих муниципальные  должности. К ним, в том числе, относятся депутаты муниципального образования.

Обязанности; депутатов муниципальных образований по представлению сведений о доходах возникла впервые в связи с изменениями, внесенными в законодательство в 2015 году и вступившими в силу 4 ноября 2015 года. Обязанность распространяется на всех депутатов, без исключения (Федеральный закон от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)/

Таким образом, депутат муниципального образования вне зависимости от муниципального уровня и статуса (на постоянной или непостоянной основе), ежегодно, начиная с 2016 года, обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Какую ответственность несут лица, замещающие муниципальные должности, в случае непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Полномочия лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Что делать, если супруг (супруга) лица, замещающего муниципальную должность, отказывается представлять свои сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

При невозможности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необходимо обратиться в соответствующую комиссию, образованную в органе местного самоуправления с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения.При этом причины непредставления этих сведений должны быть действительно объективными и уважительными, исключающими возможность представления сведений.

Обращение в комиссию должно быть осуществлено до окончания срока представления сведений о доходах, т.е. до 30 апреля.

В отношении своих сведений лицо, замещающее муниципальную должность, НЕ ВПРАВЕ обращаться с аналогичным заявлением в данную комиссию.

В каких случаях представляются сведения о расходах?

Сведения о расходах представляются только в том случае, если сумма всех совершенных за отчетный период сделок превысила сумму общего дохода лица, представляющего сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, и его супруга (супруги) за три года, предшествующих отчетному периоду. В случае совершения сделок в 2015 году учитывается период 2014, 2013, 2012 годов.

Вправе ли государственный гражданский служащий по совместительству осуществлять трудовую деятельность в коммерческой организации?

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Обращаем внимание, что право выполнять иную оплачиваемую работу наступает только при соблюдении двух условий одновременно, а именно:

- государственный гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую деятельность;

- при выполнении иной оплачиваемой деятельности отсутствует конфликт интересов.

Какие меры должен предпринять государственный гражданский (муниципальный) служащий и представитель нанимателя (работодатель) в случае возникновения конфликта интересов?

Государственный гражданский (муниципальный) служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя о возможности возникновения или о возникшем конфликте интересов, как только ему станет об этом известно.

После получения от государственного гражданского (муниципального) служащего уведомления представитель нанимателя (работодатель) обязан принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые могут заключаться в следующем:

- в изменении должностного или служебного положения государственного гражданского (муниципального) служащего;

- в отстранении от должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке.

Государственный гражданский (муниципальный) служащий в случае возможности возникновения конфликта интересов обязан принять меры по его предотвращению, например, путем самоотвода.

За какие коррупционные правонарушения предусмотрена ответственность в виде увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия? За какую недостоверную информацию в представленных сведениях о дохода применяется увольнение с государственной гражданской службы

Основания для применения взыскания в виде увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия предусмотрены статьей 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Одним из них является непредставление сведений о доходах либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

Согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которые даны в письме от 21 марта 2016 года №18-2/10/П-1526 к ситуациям, влекущим увольнение с государственной гражданской службы, в данном случае относятся:

- представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о наличии конфликта интересов, о нарушении запретов;

- сокрытие банковских счетов, движение денежных средств по которым не было объяснено исходя из доходов служащего;

- сокрытие сведений о находящемся в собственности недвижимом имуществе, расположенном за пределами РФ;

- значительное завышение общей суммы полученных доходов либо указание реально не полученных служащим доходов с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы;

- значительное завышение общей суммы полученных кредитов и займов, которые играют или могут сыграть ключевую роль в обосновании приобретения недвижимого имущества;

- занижение стоимости совершенных сделок, с тем чтобы такие сделки можно было объяснить исходя из доходов служащего и другие.

Можно ли снизить коррупционные риски, предоставляя государственные и муниципальные услуги в электронном виде?

В условиях, когда минимизированы, а также обезличены контакты чиновников с населением, не возникает ситуации предложения/получения взяток. Недостаточная регламентация административных процедур, а также наличие личного контакта между чиновником и гражданином создают благоприятные условия для коррупционного поведения государственных служащих. Наиболее коррупционными являются органы государственной власти, оказывающие услуги гражданам и организациям. Несмотря на то, что в данном случае речь идет о коррупции низкого уровня, она представляет опасность для государственного механизма, поскольку процветает повсеместно и создает благоприятный психологический фон для коррупции более высокого уровня.

С принятием в 2010 году Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» был юридически зафиксирован факт перехода на сервисную модель взаимодействия государства с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг:

- в соответствии с пунктом 3 статьи 5 указанного Федерального закона заявители получили право получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;

- в соответствии с пунктом 2 статьи 6 этого Федерального закона органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, приобрели «зеркальную» обязанность – обеспечивать возможность получения заявителями государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Данные права и обязанности успешно реализуются в формате проектов «электронного правительства», когда непосредственные контакты заявителей и чиновников заменены их опосредованным бесконтактным дистанционным взаимодействием с использованием сети Интернет, Единого федерального и региональных порталов госуслуг.

Внедрение «электронного правительства» способствует трансформации взаимоотношений между потребителями государственных услуг и чиновниками: государственные услуги приобретают стандартизованный, деперсонализированный характер, что снижает стимул применять коррупционные механизмы. Таким образом, «электронное правительство» можно рассматривать как один из возможных инструментов антикоррупционной политики в России. Однако, чтобы реализовать антикоррупционный потенциал электронного правительства, для начала необходимо его успешно внедрить во всех органах власти и местного самоуправления, уполномоченных на предоставление государственных и муниципальных услуг.

Электронная услуга имеет ряд преимуществ перед «традиционной бумажной», что, несмотря на менталитет, позволяет ей приобрести все больше сторонников:

- электронные услуги можно получать в любое время суток, так как Порталы госуслуг работают в режиме 24х7: заявитель избегает потерь времени и корпоративных издержек;

- электронные услуги можно получать, не выходя из дома и офиса, в любом месте, где есть Интернет, компьютер, сегодня уже – смартфон, планшет. Это особенно актуально для жителей отдаленных населенных пунктов, финансовые и временные издержки которых на личные контакты с чиновниками несопоставимы с издержками жителей районных центров и городов;

- электронные услуги для физических лиц, требующие оплаты государственных пошлин, на 30% дешевле «бумажных»: это финансовые мотиваторы, которые предлагает гражданам государство с целью приучить заявителей к электронным услугам.

На сегодняшний день фактически 90% вологжан в возрасте от 14 лет являются активными или потенциальными (готовы получать) пользователями Порталов госуслуг. Это очень высокий показатель, в том числе и с точки зрения готовности населения к антикоррупционному поведению при получении госуслуг.

Еще один механизм, заложенный также в Федеральном законе № 210-ФЗ (пункт 3 статьи 6, пп.2 пункта 1 статьи 7) – органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителей документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении других органов власти. Знание этого положения позволяет гражданам избегать сбора большого количества документов и информации, необходимых для получения госуслуги: за них это по закону сделает чиновник. Главная задача заявителей – знать о своих правах, настаивать на них и сообщать об их нарушении. Межведомственное взаимодействие при предоставлении госуслуг также снижает коррупционные риски, так как минимизирует контакты чиновников с заявителями.

В настоящее время в России наступило время цифровых преобразований, в том числе и в сфере государственного управления: электронные услуги должны пройти несколько этапов «зрелости» и предоставляться гражданам в новом цифровом виде, и именно:

- без визита, даже за получением результата;

- принятие решения – без участия чиновника;

- проактивно - создание клиенториентированных сервисов, основанных на умении думать за заявителя и предвидеть его потребности (беззаявительные сервисы);

- предиктивно, реестровая модель – с использованием данных, находящихся в распоряжении госорганов, запрет их запроса у заявителей.

В настоящее время разрабатываются 25 цифровых суперсервисов, основанных на данных принципах, которые строятся от потребности и удобства заявителя, а не от нормативных правовых актов.

Таким образом, успешный опыт передовых государств свидетельствует о том, что внедрение элементов электронного правительства в государственные структуры, его цифровизация является эффективным инструментом антикоррупционной политики.

Какие последствия грозят за дачу взятки?

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается, в том числе, дача взятки должностному лицу. Взяткой принято считать материальные ценности (деньги, ценные бумаги) или услуги (предоставление банковских кредитов на особых условиях) за совершение незаконного действия или, наоборот, бездействия в интересах дающего взятку лица.

Важно помнить, что:

- в любом коррупционном преступлении участвуют как минимум две стороны;

- статья 291 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за дачу взятки. Гражданин, давший взятку, привлекается по ст. 291 УК РФ даже, если сам взятку не передавал, а воспользовался для этого услугами посредника;

- при выявлении факта взятки компетентными органами, гражданин, давший взятку, может оказаться привлеченным к уголовной ответственности.

От размера взятки зависят вид и мера наказания. Максимальное наказание за дачу взятки предусмотрено в виде штрафа до 4 млн. рублей и лишения свободы на срок до 15 лет.

Последствия коррупционных действий для тех, кто дает взятки не менее суровы чем для тех, кто их получает. Это заставляет задуматься о том, стоит ли решение одной маленькой проблемы последствий в виде уголовного дела, многократно увеличенной суммы взятки, которую придется выплачивать государству в течение долгого времени и судимости со всеми ее последствиями.

Согласно закону, гражданин, давший взятку либо совершивший посредничество во взятничестве, освобождается от уголовной ответственности, если он активно способствовал раскрытию, расследованию или пресечению коррупционного преступления или в отношении его был установлен факт вымогательства.

Одними из основных принципов противодействия коррупции является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений и сотрудничество государства с гражданами по вопросам, касающимся соблюдения и защиты их прав. Для успешной реализации этих принципов важно не оставаться безучастным и не закрывать глаза на преступные коррупционные факты.

Поэтому, если у вас вымогают взятку, и вы не хотите потворствовать этому, а также, если вы владеете информацией о готовящемся коррупционном преступлении, позвоните по телефону «горячей линии» Департамента государственного управления и кадровой политики области 23-02-03. Поступившей информации обеспечивается конфиденциальный характер.

Что важно помнить работодателям, заключающим трудовой или гражданско-правовой договор с бывшими государственными или муниципальными служащими?

Работодатель при заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы ОБЯЗАН в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя по последнему месту его службы.

Несоблюдение работодателем обязанности в десятидневный срок сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим по последнему месту его службы влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ:

- На граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей;

- На должностных лиц от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;

- На юридических лиц от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Что важно помнить гражданам - бывшим государственным или муниципальным служащим - при заключении ими трудового или гражданско-правового договора?

Бывший государственный или муниципальный служащий в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы ОБЯЗАН при заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Обязанность информирования работодателя о последнем месте своей службы распространяется на все случаи трудоустройства вне зависимости от того, входили или нет функции государственного или муниципального управления данной организацией в должностные обязанности гражданина, ранее замещавшего должность государственной или муниципальной службы. Важно помнить о том, что несоблюдение данной обязанности является основанием для прекращения с ним трудового и гражданско-правового договора.

Одновременно гражданину рекомендуется уведомлять работодателя о его обязанности сообщать в 10-дневный срок представителю нанимателя по последнему месту службы гражданина о заключении с ним соответствующего договора.

В случае, если бывший гражданский или муниципальный служащий приступил к осуществлению служебной деятельности в ином государственном органе или органе местного самоуправления, у представителя нанимателя не возникает обязанности в десятидневный срок сообщать о заключении служебного контракта с бывшим государственным или муниципальным служащим представителю нанимателя по последнему месту его службы.

Что должен сделать бывший служащий, устраивающийся на новую работу?

Государственным или муниципальным служащим, уволившимся со службы или планирующим своё увольнение со службы с последующим трудоустройством в организацию или учреждение, независимо от формы собственности последних, в целях соблюдения антикоррупционного законодательства важно соблюдать следующую последовательность своих действий:

1. Гражданин обязан принять решение о необходимости получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия) на трудоустройство в новой организации или заключение гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

В связи с этим гражданин при определении необходимости получения согласия комиссии должен самостоятельно проанализировать свои служебные обязанности по предыдущему месту службы на предмет взаимодействия с организацией, в которой он планирует работать, и принять решение об осуществлении, либо неосуществлении им в отношении данной организации отдельных функций государственного или муниципального управления.

Здесь ВАЖНО ПОМНИТЬ, что ЗАПРЕЩЕНО без согласия соответствующей комиссии в течение 2 лет после увольнения:

- Замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного или муниципального управления данной организацией входили в его должностные обязанности;

- Выполнять в организации работы (оказывать услуги) в течение месяца стоимостью более 100 тыс. рублей на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного или муниципального управления данной организацией входили в его должностные обязанности.

2. В случае принятия решения о необходимости получения согласия комиссии на трудоустройство гражданин ДО ТРУДОУСТРОЙСТВА на новое место работы или ДО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА на выполнение работ (оказание услуг) письменно обращается в комиссию по последнему месту службы.

3. В случае получения согласия комиссии гражданин заключает трудовой или гражданско-правовой договор и приступает к выполнению обязанностей по новому месту работы.

Можно ли дарить подарки учителям, врачам, представителям органов власти и иным должностным лицам?

Согласно антикоррупционному законодательству не допускается дарение подарков служащим, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и других аналогичных организаций.

Подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, другими официальными мероприятиями или нахождением в служебной командировке, подлежит передаче в собственность государства в установленном порядке, независимо от стоимости подарка. В то же время в обществе существует сложившаяся практика вручения подарка в качестве знака уважения и внимания, благодарности за высокий профессионализм, доброту. Данные действия не направлены на получение ответных действий со стороны должностного лица, но с другой стороны они связаны с осуществлением им своих должностных полномочий и могут быть расценены как взятка.

Поэтому, во избежание нежелательных последствий, как для граждан, так и для должностных лиц НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ вручать подарки. Благодарность можно выразить иным способом, например, написать положительный отзыв в адрес органа власти, курирующего данную сферу или принять активное участие в публичных оценках в рамках проводимых конкурсов («Лучший врач, фельдшер», «Лучший педагог года» и другие). Очень популярны соц. сети, где также можно публично, открыто выразить свою признательность. Это станет лучшей оценкой профессионализма должностного лица.

Законны ли добровольно-принудительные взносы в школах и детских садах?

Финансирование детского сада происходит из трех источников. За счет областного бюджета финансируется приобретение учебных пособий, игрушек, оплата труда педагогических работников и управленческого персонала. За счет местного бюджета осуществляются расходы на содержание зданий и услуги ЖКХ, а также оплату труда вспомогательного персонала. Родители платят только за присмотр и уход за детьми. Поэтому внося ежемесячную плату, родители полностью выполняют свои обязательства.

Если же родители решили, что в группу необходимо закупить новое оборудование с целью дополнительного развития детей, в таком случае они сами должны позаботиться о финансировании. Администрация детского сада не может по своей инициативе требовать денежные средства в фонд группы или в фонд сада, а также на оплату разного рода нужд - канцтовары, ремонт и т. д. Данное решение должно приниматься на общем родительском собрании. Однако, даже если большинство родителей решили сдавать деньги, то для всех остальных их решение не является обязательным.

Важный нюанс: добровольные пожертвования могут перечисляться только на расчетный счет сада. Передачу денежных средств «лично в руки» закон запрещает, усматривая в этом коррупционную составляющую. А вот родительский комитет может принимать от родителей и «живые» деньги, самостоятельно закупить все необходимое и передать детскому саду. У ответственного лица должны находиться все чеки, сметы и другая документация, согласно которой, по требованию других родителей родительский комитет отчитывается о потраченных средствах.

С целью профилактики коррупционных правонарушений на сайте Департамента образования области открыта горячая линия «Нет поборам», ежемесячно проводится телефонное консультирование граждан по данной теме, о чем также производится информирование граждан посредством сайта Департамента образования.

Что делать, если столкнулся с коррупционным правонарушением?

Если кто-то требует незаконное денежное вознаграждение за свои услуги или за то, чтобы на что-то «закрыть глаза», гражданину следует:

- вести себя крайне осторожно, вежливо, но без заискивания;

- внимательно выслушать и точно запомнить поставленные условия (размеры сумм, наименование товара и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форму подкупа, последовательность решения вопросов);

-постараться перенести выбор времени и места передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое место для следующей встречи;

- поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа;

-не брать инициативу в разговоре на себя, позволить потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить как можно больше информации.

Затем незамедлительно обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в отделение полиции по месту жительства, в органы прокуратуры или Департамент государственной службы и кадров области.

При обращении необходимо изложить суть проблемы, рассказать, каким образом на вас пытаются воздействовать.

Лица, к которым обратился гражданин, проинструктируют его о дальнейших действиях.

Следует отметить, что поступившей информации обеспечивается конфиденциальный характер.