Новости

Опыт на заметку: как борются с коррупцией за рубежом? 26.11.2018

Опыт на заметку: как борются с коррупцией за рубежом?

Нередко приходится слышать о том, что «коррупцию в России не победить», «воровали и воровать будут», а кто-то даже считает мздоимство чуть ли не национальной особенностью. Однако зарубежный опыт показывает, что это не так. Изучение доклада Московского бюро по правам человека собрало несколько примеров из стран, которые страдали от высокого уровня коррупции, но смогли — кто почти полностью, а кто частично — победить это явление. Вот некоторые из них:

Швеция. 

Вплоть до середины XIX века шведское королевство было одним из самых коррумпированных в мире. Победить коррупцию удалось оригинальным способом — в первую очередь через высокие этические стандарты. Большую роль в формировании установки о том, что честность — престижна, сыграли церковь и общественное мнение. Сегодня в Швеции будут с подозрением относиться к любому дельцу, сумевшему получить сверхдоходы за короткое время, а чиновника, чьи доходы «на бумаге» сильно ниже его расходов, просто вынудят уйти в отставку. 

Сингапур. 

В 1965 году, в момент обретения независимости, Сингапур был пронизан коррупцией сверху донизу. Но уже к 1990 году небольшое государство стало страной с высоким уровнем жизни и постиндустриальными технологиями. Одной из задач стала именно победа над коррупцией. Для этого был выбран комплексный подход: каждое действие чиновников было строго регламентировано, все двусмысленности и расхождения в законах старались немедленно устранить. Также сингапурцы постарались максимально упростить механизмы работы органов власти, чтобы исключить бумажную волокиту. 

Центром противодействия стало независимое Бюро по расследованию случаев коррупции с широкими полномочиями. Расследования проводились в отношении высокопоставленных министров, уличенные в мздоимстве, они получили реальные сроки заключения. Кроме того, жесткими экономическими санкциями (как сказали бы в России - «рублем», или, с поправкой на Сингапур — долларом) стали наказывать не только взяточников, но и тех, кто просто отказался участвовать в антикоррупционных расследованиях.

Южная Корея.

Южнокорейцы выбрали для своей страны «технологичный» подход по борьбе с коррупцией. Программа «OPEN», принятая в Сеуле в 1999 году позволила гражданам почти полностью контролировать работу власти по интернету. К примеру, по сети можно проследить, как решается вопрос по конкретному обращению, и тут же опротестовать решение, если есть подозрение, что в деле замешана коррупционная составляющая.

Пока же интернет не был настолько развит, жителей города просили писать лично мэру Сеула открытки с указанием того, что им не нравится. Особенно внимательно изучались обращения предпринимателей.

Китай. 

Высокий уровень коррупции привел к тому, что к XIX веку государство по факту превратилось в полузависимую державу, которую рвали на части западные «партнеры». После установления социализма в 1949 году бюрократия оставалась привилегированной кастой, хотя при общей бедности кадровые работники («ганьбу») не могли получить слишком уж много даже нелегальным способом. Но с началом развития рыночной экономики и после того, как государство встало на защиту частной собственности, бывшие социалистические бюрократы захватили целые отрасли промышленности, не стесняясь, подкупали других госслужащих, и коррупция в стране снова «расцвела». 

Чтобы победить это зло, китайцы начали со своеобразной «презумпции виновности» чиновников при расследованиях и судебных разбирательствах. Госслужащие должны были сами доказывать свою невиновность (в западной юрисдикции все наоборот: вину доказывает сторона обвинения), и если они не могли это сделать, то расплачивались порой не только свободой, но и жизнью.

В то же время практика строгих наказаний для коррупционеров не стала препятствием для взяточничества и мздоимства. Каждый год страну сотрясают громкие процессы с длительными тюремными сроками, конфискацией имущества и даже расстрелами, но похоже, что излишняя суровость не дает должного эффекта.

Гонконг. 

Гонконг — это «особый Китай», административный район с широкой автономией, один из ведущих финансовых центров Азии и мира. В течение столетий взяточничество здесь было традицией, но, начиная с 1970-х годов (когда регион еще находился под протекторатом Великобритании), с ним удалось справиться за считанные десятилетия. Для этого власти разработали и последовательно реализовали всего три меры.

Первая — отмена презумпции невиновности для чиновников. Вместо него применяется принцип «докажи, что купил имущество не на взятки». Если чиновник не в состоянии доказать, что законным путем получил средства, которые лежат на его заграничных счетах или на которые приобретена его недвижимость и дорогостоящее имущество, то он будет осуждён на тюремное заключение на срок до 15 лет лишения свободы. Сразу же после отмены презумпции невиновности несколько крупных чиновников Гонконга оказались за решеткой.

Вторая – создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией (НКБК). Ни МВД, ни органы госбезопасности влиять на деятельность НКБК не могут. У сотрудников НКБК высокие оклады, они на 20-30% выше, чем у работников силовых ведомств. Эта комиссия не только выявляет взяточников, но и занимается профилактикой - предотвращением взяток в сферах, наиболее подверженных коррупции. Комиссия вправе провести проверку в любом ведомстве и министерстве, если есть хотя бы малейшее подозрение на взяточничество.

Третья - работу комиссии постоянно контролируют общественные организации, созданные из представителей интеллигенции и частного бизнеса. Если эти общественные контролеры получат какие-то документальные свидетельства того, что специалист НКБК участвовал в коррупции, этот специалист будет уволен со службы и будет проведено расследование его деятельности.

США. 

Американцы разработали множество практик по борьбе с коррупцией, но самая интересная из них — опыт защиты свидетелей по коррупционным правонарушениям.

В любом случае, зарубежный опыт показывает: даже если коррупция въелась во все сферы государства, победить ее можно — дело за последовательностью, решительностью и формированием в обществе мнения о том, что быть неподкупным — престижно.

В настоящее время в России некоторые из вышеперечисленных практик постепенно внедряются: размещение в открытом доступе сведений о доходах и имуществе чиновников, контроль за их расходами, общественный контроль. Однако для достижения более значимых результатов в сфере противодействия коррупции важна принципиальность всего общества и, в частности, каждого конкретного человека в нетерпении коррупционных проявлений. Активная гражданская позиция и неравнодушие граждан – вот залог успешного противостояния любым коррупционным рискам.


Возврат к списку